Информационный сборник комитета авиаГСМ ассоциации «Аэропорт» ГА №3, 2008 г.

Февраль 12, 2008

Антикоррозионная защита резервуаров хранения авиаГСМ.

     Если Вы планируете реконструкцию и/или модернизацию резервуарного парка хранения авиаГСМ, то один из вопросов, с которым Вам придется столкнуться – антикоррозионная защита (АКЗ) резервуаров, трубопроводного хозяйства, средств заправки. Традиционным способом защиты стальных конструкций от коррозии является нанесение лакокрасочных материалов (ЛКМ). Но как выбрать подрядчика, который качественно в сжатые сроки выполнит работу? И как определиться с выбором ЛКМ, чтобы обеспечить долговременную надежную эксплуатацию оборудования и в течение долгого времени не беспокоиться за качество хранимого продукта.

     Любого Заказчика в первую очередь интересует финансовая сторона данного мероприятия. Часто при решении этого вопроса руководствуются сиюминутной экономической выгодой. Разумный же подход заключается в стремлении достигнуть оптимального соотношения «цена-качество». Так как экономическая эффективность АКЗ определяется, не только стоимостью ЛКМ и работ по его нанесению, временем вывода оборудования из эксплуатации, но и в большей мере сроком службы покрытия, который, безусловно, зависит от качества ЛКМ и соблюдении технологии его нанесения.

     По статистическим данным в 2007 году на российском рынке стоимость АКЗ внутренней поверхности резервуара при качественной подготовке поверхности, входном контроле ЛКМ, нанесении покрытия квалифицированным персоналом и пооперационном контроле соблюдения технологии сертифицированными специалистами составляет не менее 890?970 рублей/м2. При формировании цены учитывается следующие факторы: местонахождение объекта, время вывода оборудования из эксплуатации, требуемый срок службы покрытия и климатические условия проведения работ.

     На формирование цены влияет местонахождение объекта и условия проведения работ, время вывода резервуара из эксплуатации, требуемый срок службы покрытия.

     На рынке АКЗ России свои услуги предлагают несколько сотен организаций. Большинство из них применяют морально устаревшие материалы и технологии АКЗ. Не имея производительного оборудования, квалифицированных специалистов и опыта работ, они не могут обеспечить соблюдение требований при нанесении высокотехнологичных ЛКМ. Такие компании не вкладывают деньги в развитие (обучение персонала, приобретение оборудования) и низкие затраты позволяют им выигрывать тендеры. Естественно, о качестве покрытия и надежности эксплуатации оборудования в этом случае говорить не приходится. А значение АКЗ внутренней поверхности резервуаров для сохранения качества хранимого продукта, тем более авиатоплива, трудно переоценить.

     В настоящее время большинство нормативных документов, имеющих отношение к АКЗ, устарели: ГОСТ В 28569-90 «Средства хранения и транспортирования светлых нефтепродуктов. Общие требования к защите от коррозии», СНиП 3.04.03-85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии». Один из последних документов, регламентирующих работы по АКЗ внутренней поверхности резервуаров для хранения авиатоплива, это «Требования к антикоррозионным покрытиям резервуаров для хранения авиаГСМ», введенным в действие письмом ГС ГА Минтранса России № 17.4-34ГА от 21.06.2002 года.

     Защитное покрытие внутренней поверхности резервуаров для хранения авиатоплива должно не только надежно изолировать поверхность от воздействия агрессивной среды, обеспечивая долговременную эксплуатацию резервуара, но и не оказывать влияния на эксплуатационные свойства авиатоплива. Положительные заключения Центра Сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей ФГУП ГосНИИ ГА по результатам проведенных лабораторных испытаний имеют примерно полтора десятка ЛКМ импортного и отечественного производства. В основном, это двухкомпонентные ЛКМ с высоким сухим остатком на основе модифицированной эпоксидной смолы. Среди них различают антистатичные ЛКМ (удельное объемное электрическое сопротивление 109 Ом·м и ниже) и ЛКМ с удельным объемным электрическим сопротивлением более 109 Ом·м, при применение которых возникает необходимость дополнительных мероприятий по обеспечению электростатической искробезопасности.

     Несмотря на относительно высокую стоимость, ЛКМ с высоким сухим остатком имеют ряд весомых преимуществ, влияющих на надежную долговременную эксплуатацию оборудования.

     Во-первых, качество – при формировании они образуют прочную пространственно-сшитую трехмерную структуру с низкой проницаемостью для газов и жидкостей. Покрытия обладают высокой водостойкостью, химической стойкостью к воздействию горючих и негорючих жидкостей. Это механически прочные, износоустойчивые покрытия, характеризующиеся хорошей адгезией к стальным поверхностям. Срок службы при соблюдении правил эксплуатации покрытий составляет, как правило, не менее 7-10 лет.

     Во-вторых, технологичность ЛКМ с высоким сухим остатком позволяет за одну операцию получить покрытие толщиной пленки до 800 мкм, что позволяет снизить трудозатраты и экономить время по ее нанесению и сушке. Так из опыта работ ООО «Промзащита» для защиты внутренней поверхности РВС-5000 с применением ЛКМ с высоким сухим остатком (однослойное покрытие) требуется 14-16 дней (включая время на подготовку и монтаж оборудования), а на нанесение трехслойной системы уходит примерно 20-25 дней. Для РВС-20000 разница во времени проведения работ составляет две недели (21 день для нанесения ЛКМ с высоким сухим остатком и 35 дней для трехслойной системы).

     В-третьих, ЛКМ с высоким сухим остатком благодаря низкому содержанию растворителя выделяют значительно меньше летучих органических веществ в атмосферу при высыхании. И хотя российские потребители неохотно идут на дополнительные затраты, обусловленные требованиями экологической безопасности, мировой опыт развития промышленности свидетельствует, что рано или поздно мы столкнемся с необходимостью принимать во внимание вопросы экологии.

     ООО «Промзащита» одно из немногих предприятий применяющих лакокрасочные материалы со 100% сухим остатком. Так, например, в 1996 году впервые в России наши специалисты при АКЗ внутренней поверхности резервуаров склада ГСМ аэропорта «Домодедово» применили Permacor 2807/HS-A (ЛКМ со 100% сухим остатком). Эти резервуары до настоящего времени эксплуатируются в нормальном режиме без ремонта внутреннего покрытия. За прошедшие 11 лет этот материал не однократно применялся нами при АКЗ резервуаров аэропортов и предприятий авиатопливообеспечения (Екатеринбург, Казань, Сургут, Уфа). На протяжении всего времени эксплуатации резервуаров сервисной службой нашей организации не выявлено нарушений целостности нанесенного покрытия. А данные лаборатории этих предприятий подтверждают безупречное качество авиатоплива.

     В Европе зафиксированы достижения срока службы покрытия Permacor 2807/HS-A более 20 лет. В 1981 году оно было нанесено на днище и боковую поверхность РВС-100 000 для хранения сырой нефти (а это еще более агрессивная, чем авиатопливо, среда) НПЗ Линген (Германия). После эксплуатации резервуара нефтехранилища более 20 лет при обследовании в 2002 году не выявлено никаких изменений внутреннего покрытия (цвет, толщина, электропроводность, адгезия не изменились). Тем самым, несомненно, были подтверждены высокие защитные и антистатичные свойства данного материала. Хочется обратить внимание на необходимость соблюдения температурного режима и точности дозировки при приготовлении двухкомпонентных ЛКМ. Нарушение дозировки смеси приводит к неполной полимеризации покрытия, что не всегда можно определить визуально и не представляется возможным определить на всей поверхности резервуара. Так, например, при проведении входного контроля партии ЛКМ с высоким сухим остатком, закупленного для проведения работ в аэропорту «Кольцово» (г. Екатеринбург) в июне 2006 года было проведено ручное смешивание и нанесение материала, нагретого до 20°С, адгезия покрытия составила 80 кг/см². Адгезия же покрытия образцов-свидетелей, изготовленных из этой же партии ЛКМ при проведение работ на объекте в августе месяце, когда смешивание компонентов и нанесение материала нагретого до температуры 70-80°С машинным способом, составила более 100 кг/см². Применение специальных дозирующих устройств при нанесения двухкомпонентных материалов исключает нарушение соотношения компонентов при смешивании.

     Таким образом, АКЗ больших резервуаров материалами со 100% сухим остатком представляется наиболее экономически эффективной и экологически безопасной.

     С другой стороны неправильно было бы говорить о преимуществах тех или иных систем АКЗ в отрыве от объекта. Так при АКЗ горизонтальных резервуаров и вертикальных резервуаров малого объема, внутренняя поверхность которых, как правило, не соответствует требованиям, предъявляемым к металлоконструкциям для проведения данных работ (из-за наличия усиливающих элементов, прерывистых сварных швов) более эффективно применение двух-трех слойных систем из ЛКМ с высоким сухим остатком. Надежность при этом обеспечивается перекрытием первого слоя ЛКМ последующими.

     Для наружной поверхности резервуаров важна не только надежная защита от коррозии, но и внешний вид. Защитное покрытие не должно проявлять склонность к мелению и быть стойким к истиранию. Финишный слой, как правило, выбирается светлого тона, для улучшения теплоотражающей способности поверхности резервуара и уменьшения потерь хранимого авиатоплива. Широкая цветовая гамма современных ЛКМ позволяет окрасить резервуар и нанести логотип в соответствии с корпоративным цветом компаний.

     При выборе системы АКЗ резервуаров необходимо учитывать время года проведения работ и климатическую зону эксплуатации резервуара. Минимальная температура нанесения большинства ЛКМ +7-10°С. Если температура окружающей среды при проведении работ ниже 0°С, необходимо использовать низкотемпературные ЛКМ или создавать тепловой контур и прогрев резервуара.

     В значительной степени получение качественного защитного покрытия зависит от состояния поверхности и результатов очистки, приготовления смеси двухкомпонентных ЛКМ, числа наносимых слоев, толщины каждого слоя, соблюдения времени межслойной сушки и выдержки до введения в эксплуатацию. Все технологические операции должны проводиться квалифицированными специалистами.

     Проводить антикоррозионные работы в соответствии с технологическими требованиями и проектной документацией способна лишь малая часть предприятий, работающих на этом рынке. И только единицы из них специализируются на антикоррозионной защите резервуаров для хранения авиатоплива. Скорее всего, они предложат Вам две-три системы АКЗ, с различным сроком службы, периодом вывода оборудования из эксплуатации на время ремонта и, соответственно, стоимостью проведения работ. На каком варианте остановиться? Выбор за Вами.

Возврат к списку