Газета Озерского завода энергетических устройств «Энергопром новости» №2(2), декабрь 2003

Декабрь 2, 2003

Обычный инженер…

Изобретатель, кандидат наук, военный летчик и ветеран труда, который сам считает себя обыкновенным инженером.

Все это о Михаиле Афанасьевиче Макарове, интересном человеке с не менее интересной судьбой… Родился будущий инженер в казачьей станице Устюйской, Курганской области, в 1937 году. В возрасте трех лет переехал с родителями в Челябинск. Его юность прошла в годы Великой Отечественной войны. И сам он, закончив в 44-ом году школу, ушел на войну. Вместе со всем классом подал документы в авиационное училище, и поступил туда в числе троих мальчишек, прошел строгий отбор. Правда, до фронта они не добрались. Успели закончить только в 1945 году штурманское училище, куда их переправили из истребительного.

После окончания войны Михаил Афанасьевич остался служить в советской армии и посвятил ей девять с лишним лет жизни. Начинал летную карьеру на самолете Ил-4, закончил на реактивном Ил-28. Свою работу он очень любил и до сих пор скучает по штурвалу, небу и облакам, так как демобилизован он был не своей воле. В 52-ом году попал в серьезную аварию. Горел, упал, чудом остался жив, но был контужен, в результате медики признали его не годным для летной работы.

Михаил Афанасьевич не хотел переходить из летчиков в ряды техперсонала. Он ушел из армии и начал все сначала, поступив в Институт механизации сельского хозяйства на заочное отделение. Работал на ремонтном авиационном заводе, занимался настройкой радиолокационной техники и штурманского оборудования. Потом поступил на Челябинский Электродный завод (а/я 104), обеспечивающий конструкционным графитом все атомные электростанции (в том числе и Челябинск-40), где прошел путь от слесаря, до заместителя директора. В этой же должности был призван на реконструкцию Челябинского тракторного завода.

Он трудился над несколькими серьезными проектами, но дальнейшую его судьбу предопределила идея использования ракетных установок в промышленности. В ее рамках он занимался плазменными исследованиями и усовершенствованием оборудования для карьеров, в частности газодинамических установок для резки гранита, которыми сегодня оснащено большинство карьеров Урала.

Его установки действительно превосходили как российские. так и зарубежные аналоги, как по качеству, так и по стоимости. Для примера, камеры сгорания установки украинского производства. которую в 1994 году использовала «Стройзащита» для работ в аэропорту Алма-Аты, сгорала за 3-4 часа, а камеры сгорания нашего изобретателя держались месяц. При том, что продавать их Михаил Афанасьевич начинал по 200 рублей, в то время как стоимость аналогов измерялась уже в тысячах долларов. Естественно, что А.В. Абрамов и К.Е Вебер, услышав про новые установки, сразу заинтересовались и ими, и их создателем. И в 1995 году пригласили его на постоянную работу.

Несколько лет Михаил Афанасьевич разрывался между Бродоколмаком и Озерском, а в 1999 году уже полностью осел здесь вместе с женой. Влившись в новый коллектив, изобретатель занялся разработкой пескоструйного оборудования и создал свой газодинамический, газопламенный пистолет, получивший название – «пистолет Макарова». В данный момент на вооружении 2Промзащиты» десять различных видов этого пистолета, которые применяются для металлизации изделий и конструкций. Более надежные и производительные, они обеспечивают предприятию победу в конкурентной борьбе.

Эти пистолеты пользуются спросом и других российских компаний, в частности у нефтяных и газовых, которые используют их для очистки трубопроводов. Михаил Афанасьевич разработал и другие виды оборудования, призванные решать те или иные производственные задачи «Промзащиты», в частности приспособления для уборки дроби, образующейся при очистке поверхностей.

Отдельно он работал над использованием пистолета для очистки кораблей под водой. Эта идея пришлась по душе руководству ряда Сахалинских портов.

Возврат к списку