Информационный сборник комитета авиаГСМ ассоциации "Аэропорт" ГА №4, 2009 г.

Февраль 12, 2009

АВИАТОПЛИВО: ВОПРОСЫ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА.

Обзор рынка АКЗ. Сравнительный анализ цен Россия-Европа.

Актуальным вопросом авиаперевозок является их стоимость. Одной из доминирующих составляющих цены – топливный сбор, размер которого может достигать 40 % от цены авиабилета. Стоимость топлива может быть подробно объяснена его производителями, попробуем дать некоторые расшифровки по затратам на промышленный сервис (далее по тексту ПС), в состав которого входят и работы по антикоррозионной защите (далее по тексту АКЗ) резервуарных парков и средств транспортировки топлива.

По мировой статистике доля затрат на ПС в стоимости 1 барреля нефти составляет до 40 %, если выделить затраты на АКЗ, то они составляют ≈ 5 %. В России затраты на ПС составляют не более 15% от стоимости барреля, а затраты на АКЗ официально никто не считал и не опубликовывал. Это затраты, которые уже заложены в стоимость нефти к тому моменту, когда она попала на переработку. Проанализируем дальнейшие затраты.

Начнем с того, насколько объемный рынок АКЗ в авиатопливообеспечении. В год проводятся работы на 5 - 6 объектах, общая площадь защищаемых поверхностей которых колеблется от 12 000 до 20 000 квадратных метров. Как правило, это объекты из 2-3 резервуаров, нередко не более 1.

Из 15 летнего опыта нашего предприятия относительно крупные работы: а/п Домодедово, а/п Алматы, а/п Казань, Сургутский ЗСК. Площади обработанных поверхностей от 7 до 17 тыс. м.кв. Все остальные объекты, а их по линии авиаГСМ с 1993г. по 2008г. обработано более 30, площадью от 600 до 3000 м.кв. ООО «Промзащита» является одним из крупнейших производителей работ по линии авиатоплива, значит у остальных предприятий, объемы работ еще меньше.

 Структура выручки подрядных организаций в разбивке по отраслям промышленности, %

Большую часть прибыли сервисные компании получают в других отраслях промышленности. Поэтому ожидать на этом сегменте рынка появление крупных компаний, скорее всего не приходиться.

В наиболее привлекательном – нефтегазовом секторе доля иностранных компаний работающих в России достигает 25% и ежегодно увеличивается. По информации, зарубежные сервисные компании планируют увеличение своей доли на рынке России до 60%.

Учитывая тенденции и политику наших заказчиков, направленную на выжимание из подрядчиков максимальной эффективности, и обеспечение его минимальной доходности, в ближайшие несколько лет, мы можем получить объективно нулевое участие российских подрядных компаний на высокотехнологичных направлениях, прежде всего, на нефтегазовых проектах и проектах освоения шельфа. Таким образом, при переходе на услуги по западным ценам, вследствие вытеснения и поглощения российских сервисных компаний, стоимость работ будет увеличиваться в 2-3 раза.

Как положительный момент можно отметить, что на рынке авиа ГСМ иностранных компаний сегодня нет, и наоборот наши предприятия решают вопросы АКЗ в странах ближнего зарубежья.

При небольших объемах рынка авиаГСМ, требования к процедурам допуска и проведению работ значительно выше, чем в других отраслях промышленности. Средняя цена АКЗ в России за 1 м.кв. – 9-12 $, в нашем секторе – 25-45 $, но уровень мировых цен на особо ответственные покрытия превышает 80-90 $.


Структура инвестиций подрядных компаний, %

При этом в нашу стоимость входит и аттестация материалов, и проведение экспертиз АКЗ, и испытания топлива после проведения работ. На сегодняшний день усиливаются требования к подрядным предприятиям в плане обучения и аттестации исполнительного персонала и руководителей. Для работы на некоторых объектах необходимо предоставить до 5 документов, подтверждающих обучение и квалификацию персонала. Это тоже затратная часть.

Таблица 1

Срок эксплуатации покрытия и стоимость ЛКМ

Цена ЛКМ,

руб./кв.м.

Прогнозируемый срок эксплуатации покрытия, лет

Фактический срок эксплуатации покрытия (по опыту работ ООО «Промзащита»), лет

150÷300

7÷10

300÷500

10÷15

7

500÷600

более 20

11

Формирование цены АКЗ:


Структура цены антикоррозионного покрытия, %

Рассмотрим более подробно формирование цены на проведение работ по АКЗ.

1.Основная составляющая цены – стоимость лакокрасочных материалов. Всего в России ежегодно используется 240-260 тыс. тонн индустриальных ЛКМ. В категории высокотехнологичных ЛКМ, обеспечивающих долговечность покрытий 8-10 лет, 80-90% материалов импортируются. По существующим требованиям допуск к применению на объектах авиа ГСМ имеют около 15 материалов, стоимость их на один квадратный метр составляет от 150 до 600 руб. Пропорционально цене материала меняется срок его технической эксплуатации.

2. Стоимость СМР состоит из нескольких составляющих:

· затраты на обучение и лицензирование. Подготовка кадров для антикоррозионного сектора отстает от требований рынка. ИТР готовят только по общестроительной специальности «промышленное и гражданское строительство» (ПГС). Специализация по антикоррозионной защите есть всего в нескольких ВУЗах. По рабочим профессиям – маляр, пескосруйщик, промышленный альпинист – обучение централизованно не проводится.

Компенсируя дефицит профильных специальностей, в ряде областей (Самарская, Свердловская, Челябинская) усилиями ведущих предприятий созданы региональные центры по подготовке специалистов различного уровня. Несколько лет в Санкт-Петербурге работает центр по подготовке инспекторов неразрушающего контроля.

Обучение одного рабочего (маляр, пескоструйщик) обходится предприятию 17-23 тыс.рублей, ИТР – до 25 000, инспектора по неразрушающему контролю – 15 000 руб., инспектор международного уровня – 2500-3000 €. В 2007 г. в России впервые проведены курсы Норвежского профессионального Совета по обучению инспекторов подготовки поверхности (FROSIO – наиболее авторитетной организации по подготовке и обучению инспекторов антикоррозионных работ). Ежегодная аттестация рабочих – до 5000 руб., ИТР – до 8000 руб. Хотя при этом европейская компания на получение лицензии на одного рабочего (обучение и аттестация) тратит до 1500 €.

· Следующая составляющая – оплата труда. Средняя зарплата в строительстве в 2008г. составляет 14 000 руб. На предприятиях АКЗ – до 25 000 руб., при выполнении работ на крупных объектах (свыше 15 000 м.кв.) – 40-60 тыс.рублей в месяц. Для сравнения российский рабочий на объекте АКЗ на Норвежском шельфе – 3 000-4000 $.

· Значительную долю составляют расходы на экспертизы и испытания, которые включают:

· сертификацию материалов на коррозионную стойкость;

· сертификацию материалов на стойкость к авиатопливу;

· экспертизу исполнительной документации и оценку выполненных работ;

· испытания проб авиатоплива после контакта с ЛКП.

· Одна из составляющих СМР – расходы на транспортировку оборудования и материалов. Завозить на объекты приходится буквально все – от бытовых вагончиков, до сотен тонн абразива.

· Еще одна важная составляющая – приобретение и содержание оборудования. Фактически все высокотехнологическое оборудование поставляется из-за рубежа, при этом таможенные пошлины составляют до 25 %.

· Обеспечение контроля качества проводимых работ невозможно без современного приборного парка. В арсенале предприятия проводящего работы необходим минимальный набор – толщиномеры, приборы контроля среды – температуры атмосферы и металла, измерение профиля обработанной поверхности. Для проведения испытаний материалов и качества выполненных работ – адгезиметры, дефектоскопы, определители вязкости. И здесь тоже заметно преобладание зарубежных производителей. Ориентировочная стоимость приборов находящихся на участке АКЗ составляет до 2 500 $.

· Затраты на Страхование:

· персонал (работы повышенной опасности, вредные условия труда);

· оборудование (перевозки на большие расстояния различными видами транспорта);

· строительный риск – обязательные требования ряда Заказчиков;

· страхование контракта во избежание потерь на продажу долгов.

· Затраты на охрану труда:

· профилактические и обязательные медицинские осмотры;

· лечебно-профилактическое питание;

· дополнительные оплачиваемые отпуска;

· средства индивидуальной защиты – работа в запыленной атмосфере и в среде растворителей и ЛКМ. Это приводит к повышенному износу спец. одежды и значительному расходу средств защиты. Нормы расхода спецодежды превышают в 2-3 раза нормы списания по промышленности.

Как видно, затратная часть при выполнении высокотехнологичных работ велика, она и объясняет значительную стоимость.

Но при этом сегодня уже ни кого не надо убеждать в необходимости проведения мероприятий по АКЗ средств хранения и транспортировки нефтепродуктов. Это агрессивные среды, оказывающие разрушающее воздействие на металлоконструкции, если рассматривать вопросы хранения авиатоплива, то добавляется еще одна значительная проблема – сохранение его качества. Внутренняя защита позволяет снизить затраты на зачистки РВС, согласно регламентов их можно проводить с меньшей периодичностью. Сохранение чистоты и качества топлива, снижает затраты на замену фильтроэлиментов за счет увеличения сроков их службы до 20 %.

Что касается защиты наружных поверхностей, то здесь присутствует постоянное разрушающее воздействие промышленной атмосферы со всеми вытекающими последствиями. Окраска резервуаров в светлые тона светооражающими материалами обеспечивает лучеотражающую способность на 90 % и более. Это уменьшает колебание температуры в резервуаре и сокращает потери топлива в 2 -3 раза, и они не превышают в течение года 0,8 % от объемов хранимых продуктов.

Рассмотрим вопросы АКЗ резервуарных парков в плане повышения качества топлива и изменения его стоимости в процессе эксплуатации резервуаров.

Таблица 2

Структура стоимости РВС

Объем РВС м³

Стоимость разработки и проекта, %

Стоимость резервуара, %

Стоимость монтажа, %

Стоимость АКЗ внутренней поверхности, %

Стоимость АКЗ наружной поверхности, %

2 000

2,3

56,1

10,9

15.4

15.3

3 000

2,1

60,0

10,3

14,0

13,6

5 000

1,9

62,0

9,2

15,0

11,9

Как видно, из таблицы стоимость АКЗ внутренней и наружной поверхности резервуара составляет около 30 % от стоимости резервуара.

Таблица 3

Увеличение стоимости РВС при строительстве и ее изменение в процессе эксплуатации.

Стоимость РВС

РВС с АКПк внутренней поверхности

РВС без АКПк внутренней поверхности

на момент ввода в эксплуатацию

115 %

100%

через 7 лет эксплуатации

115%

115-120 % (средний ремонт РВС)

через 15 лет эксплуатации

135-140% ( кап.ремонт АКЗ)

150 % (кап.ремонт РВС)

через 30 лет эксплуатации

150-155% (кап.ремонт АКЗ)

250% (монтаж нового РВС)

Приведенные в таблицах данные подтверждают, что затраты на проведение работ по АКЗ резервуарного парка являются долгосрочными вложениями предприятий и экономически оправданы.

Можно констатировать – проведение мероприятий по АКЗ средств хранения приводит к значительным начальным вложениям, но при этом создаются реальные возможности для снижения эксплуатационных затрат.

Рассмотрев некоторые вопросы, влияющие на стоимость работ по АКЗ и соответственно на стоимость авиатоплива, хотелось бы остановиться на вопросах качества. Оно регламентируется «Требованиями к антикоррозионным покрытиям резервуаров для хранения авиаГСМ», введенным в действие 2002г. Данный документ был создан в результате совместной работы ГосНИИ ГА, ОАО ВНИИСТ и трех предприятий, работающих на рынке АКЗ на объектах авиаГСМ. Этот документ регламентирует процедуры допуска материалов, выполнения работ и сдачу объектов в эксплуатацию.

В разрезе этого документа проводятся все работы по АКЗ резервуарных парков аэропортов и предприятий по производству авиатоплива. Данный документ допускает к проведению работ любую строительную организацию, имеющую соответствующую общестроительную лицензию. Основной контроль за выполнением работ проводится со стороны Заказчика и Подрядчика. Материалы, применяемые для АКЗ, проходят испытания по прописанным правилам и выполняются в соответствии с отраслевым документом. В настоящее время у нас сертифицировано достаточное количество материалов отечественного и импортного производства, что вполне обеспечивает потребность рынка.

Окончательный этап работ, позволяющий использовать топливо из обработанных объектов, для заправки воздушных судов – испытание проб топлива после контакта с ЛКП. Данную работу выполняет лаборатория ЦС авиа ГСМ ГосНИИ ГА. При положительном заключении резервуар вводится в эксплуатацию.

Такая последовательность позволяет избежать или выявить нарушения, допущенные при выполнении работ по АКЗ, и обеспечить безопасность авиа перевозок.

На сегодняшний день ряд пунктов «Требований» требуют пересмотра, так как не отвечают действительности. Например – пункт обязывающий проводить входной контроль качества ЛКМ каждой вовлекаемой в процесс АКЗ партии материала. Большая часть материалов прибывает непосредственно на объект. Подрядная организация под свои гарантии вводит материалы в работу прямо «с колес». Но, учитывая положительную статистику по применению опробированных материалов, этот пункт можно ослабить.

Как уже было отмечено, основной контроль за качеством проводимых работ ложится на две стороны - организацию Заказчика, и непосредственно производителя работ. Как правило, со стороны Заказчика назначается ответственный представитель, наделенный полномочиями контроля за ходом ведения работ. В некоторых случаях это инженер-строитель с очень ограниченными знаниями, в основном инженер ГСМ с книгой Анатолия Михайловича Ипатова «Эксплуатация резервуаров склада горюче-смазочных материалов» 1985г. в руках. В плане освещения вопросов АКЗ данное издание уже давно технически устарело. Ряд предприятий, где вопросы АКЗ имеют большие объемы (АК Транснефть, Газпром, ТНК ВР) имеют собственные РД и уже готовят своих специалистов, которые имеют и квалификацию и допуски.

Прогнозы развития рынка АКЗ в авиатопливообеспечении

Сделав обзор вопросов стоимости топлива и его качества, остановимся на двух вопросах, которые, несомненно, будут влиять и на дальнейшее развитие рынка АКЗ и на его ценообразование.

На рынке АКЗ около 2/3 предприятий работают и развиваются с помощью кредитования. В настоящее время, из-за отсутствия средств, банки практически прекратили кредитование малого бизнеса. При этом и потенциальные заказчики заняли позицию снижения процента предоплаты или ее полное исключение. Причем чем крупнее Заказчик, тем ярче выражено это желание. С учетом того, что стоимость материалов в общем объеме АКЗ доходит до 70%, отсутствие средств у Подрядчиков может привести к переходу на менее качественные и более дешевые материалы. Как пример из опыта нашего предприятия – при снижении договорной цены при проведении тендеров, стоимость СМР (вспомогательные материалы, транспортные расходы, амортизация оборудования, оплата труда) остается без изменения, это необходимые затраты. Единственный способ сохранить запланированную прибыль- уменьшение расходов на материалы и испытания.

Выполнение работ в 2008г. финансовый кризис практически не задел, но есть большая вероятность попасть под неплатежи по окончательным расчетам. С учетом того, что рынок АКЗ имеет выраженную сезонность и в 1 и 2 кварталах 2009г. значительных объемов работ у предприятий не будет, некоторые из них до основного сезона 2009г. могут и не «дотянуть». Правительство пытается провести ряд мер по улучшению состояния рынка, но наиболее эффективными будет конструктивный подход двух договаривающихся сторон.

Тем не менее, уже сейчас ведущие подрядные предприятия разрабатывают и внедряют свои антикризисные мероприятия: жесткие договорные обязательства касательно платежей и графиков строительства, страхование строительных рисков, страхование договора-подряда.

Еще один фактор, несомненно, по влияющий на рынок АКЗ в авиатопливообеспечении будет принятый Федеральный закон № 315-Ф3 о «Саморегулируемых организациях». Что это значит? С 1-го января 2009г. приостановлена выдача строительных лицензий, а с 1-го января 2010 г. прекращают свои действия и все выданные лицензии. Допуск к строительной деятельности будет осуществляться через добровольную сертификацию членов Саморегулируемых организаций (далее по тексту СРО). СРО, сертифицирующая своего члена несет ответственность за его строительную деятельность, компенсируя затраты Заказчика из своего страхового фонда. Страховой фонд СРО складывается из страховых взносов членов Организации в размере от 1 000 000 до 300 000 руб. При минимальном количестве членов на менее 100 юридических лиц, страховой фонд составит не менее 30 млн.рублей.

При этом строительные риски, которые должны быть предварительно оценены, в нашей отрасли могут быть значительно выше, чем, например, в нефтяной или общестроительной. К примеру – опытное заполнение резервуара для испытаний топлива после АКЗ – от 1 до 3 тыс. куб.м. В случае отрицательного анализа, и признания топлива непригодным для заправки воздушных судов, затраты составят десятки миллионов рублей. Такие риски возможны – некачественные ЛКМ, недостаточный контроль за проведением работ, нарушение технологических регламентов из-за срыва сроков выполнения работ. Приблизительные расчеты показывают, что потери составят в десятки раз большие суммы, чем полученная прибыль от выполнения данных работ. Выводы – вероятнее всего СРО на такие риски не пойдут. Да и образованные на сегодняшний день Союзы уже вводят проходные баллы для членства: количество персонала на менее 100, объем реализации не менее – 100 млн.руб. В нашем сегменте рынка таких предприятий практически нет, и есть опасения, что в 2010-11гг. на рынке АКЗ авиаГСМ будут работать или случайные предприятия или Западные компании, но совсем за другие деньги. Хотя при правильной реакции рынка, будет и много положительного: объективная сертификация, а не покупная лицензия, сокращение рисков (сегодня подрядные организации не в состоянии возместить возможные убытки), удаление с рынка недобросовестных и плохо оснащенных подрядчиков (по данным аналитического журнала «Эксперт Урал» более трети участвующих в работах подрядчиков теневые фирмы, или фирмы однодневки).

Прогнозы развития рынка АКЗ в авиатопливообеспечении:

1. повышение цен на выполняемые работы в связи с:

· повышением ставок по банковскому кредитованию;

· дополнительными затратами предприятий на организацию и вступлению в СРО;

· уходом с рынка малых предприятий с небольшими накладными расходами;

· приходом на отечественный рынок иностранных подрядчиков;

· повышением требований к качеству выполняемых работ и охране труда.

2. улучшение качества выполняемых работ в связи с:

· контролем за работой предприятий со стороны СРО;

· уходом с рынка недобросовестных подрядчиков;

· появлением Технических Регламентов и Отраслевых Стандартов;

· конкуренцией между российскими и иностранными компаниями;

· накопление положительного опыта.

Возврат к списку